КРОИ 2021: Инъекционные препараты пролонгированного действия для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, Среда 17 марта 2021 год

Инъекционные препараты пролонгированного действия для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции

Карлос дел Рио, Дайан Хавлир, Чарльз Флекснер, Франсуа Вентер, Хаймэн Скотт, Ниттая Фануфак (сверху вниз слева направо) на КРОИ 2021
Карлос дел Рио, Дайан Хавлир, Чарльз Флекснер, Франсуа Вентер, Хаймэн Скотт, Ниттая Фануфак (сверху вниз слева направо) на КРОИ 2021

Дискуссионная группа на виртуальной Конференции по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям (КРОИ 2021) подчеркнула важность того, чтобы инъекционные антиретровирусные препараты оставались практичными и доступными по цене.

Профессор Диана Хавлир сказала, что прогресс лечения ВИЧ-инфекции в последнее десятилетие основывался главным образом на применении высокоэффективных ингибиторов вирусной интегразы и комбинированных препаратов (три в одном) с фиксированной дозой активных компонентов, хотя следующее десятилетие обещает стать эпохой препаратов длительного действия.

Профессор Франсуа Вентер заявил, что в Южной Африке пациенты испытывают высокий уровень энтузиазма в отношении препаратов длительного действия, в то время как медицинские работники выражают опасения в отношении возможных организационных проблем. Успешная программа антиретровирусной терапии в Южной Африке является крупнейшей в мире, и внедрение инъекционной терапии потребует пересмотра установленной работы перегруженных клиник. Франсуа Вентер выразил большие надежды в отношении потенциальных преимуществ инъекционной доконтактной профилактики (ДКП), указав на ограниченный охват нуждающихся таблетированным ДКП-препаратом.

Уже к концу этого года или к началу следующего, на рынке может появиться первый инъекционный ДКП-препарат пролонгированного действия - каботегравир. Стоимость нового препарата пока не известна.

Анализ, представленный на КРОИ 2021, д-ром Анне Нейлан из Массачусетской больницы общего профиля, показал, что для того чтобы стать экономичным в США, этот препарат должен быть в два раза дешевле максимальной цены инъекционного препарата «каботегравир / рилпивирин» (Кабенува, Cabenuva)», который лицензирован для применения в качестве ВААРТ.

Для того чтобы быть более экономичным, чем дженерик «тенофовир дизопроксил фумарат / эмтрицитабин (TDF/FTC), годовой курс которого в США стоит $8300, стоимость инъекционного каботегравир (CAB-LA) не должна превышать $11 600. При такой цене, стоимость одного сохраненного года жизни с поправкой на качество жизни составит чуть меньше $ 100 000 для того, чтобы стать экономически эффективным в США.

В Европе и других странах дженерик «TDF/FTC» можно приобрести примерно за 300 - 900 долларов в год. Хотя команда Анне Нейлан и не адаптировала свой анализ к Европе, статистическая модель подразумевает, что по причине более высокой эффективности пролонгированного каботегравира в профилактике ВИЧ-инфекции, он может стать экономически выгодным или даже прибыльным при длительном его применении в европейских условиях, но только по цене не более $2000-3000 в год.

В рамках проведения другого исследования было выявлено, что инъекции каботегравир (Вокабрия,Vocabria) и рилпивирин (Рекамбис, Rekambys), применяемые каждые 4 или 8 недель, в качестве антиретровирусной терапии удерживали адекватный уровень вирусологического контроля на протяжении 2-летнего периода наблюдения.

В декабре 2020 года Европейское агентство по лекарственным препаратам одобрило оба режима применения этой инъекционной комбинации - как один раз в месяц, так и раз в два месяца. Однако в США и Канаде (в которых оба препарата выпускаются в комбинированной форме под названием «Кабенува» (Cabenuva), одобрен только ежемесячный режим применения препарата.

В исследовании ATLAS-2M приняли участие 1045 человек, которые были рандомизированы либо в группу приема инъекций «каботегравир 400 мг + рилпивирин в 600 мг» каждые четыре недели, либо в группу приема инъекций «каботегравир 600 мг + рилпивирин 900 мг» раз в восемь недель. Через два года 90,2% участников из группы ежемесячных инъекций и 91.0% из группы «раз в 2 месяца» удерживали адекватный уровень вирусной супрессии.


Африканские ВИЧ-программы «Непоколебимый» во время пандемии COVID-19

Др Тифани Харрис на КРОИ 2021.
Др Тифани Харрис на КРОИ 2021.

По данным более 1000 медицинских учреждений в 11 странах Африки к югу от Сахары было показано временное  негативное влияние пандемии COVID-19 на ВИЧ-специализированные услуги с их последующим быстрым восстановлением - прозвучало на КРОИ 2021 на прошлой неделе.

Сбор данных проводился с октября 2019 года по сентябрь 2020 года в медицинских учреждениях, которые получали техническую поддержку Международного Центра СПИД Помощи Колумбийского университета (ICAP) при финансовой поддержке «PEPFAR» (Президентского Плана Экстренных Мер по борьбе со СПИД», США)  В марте 2020 года в большинстве стран были введены контрольные меры по борьбе с COVID-19, которые были проанализированы к концу второго квартала.

При сравнении данных за январь-март и апрель-июнь, отмечалось снижение охвата населения программами тестирования на ВИЧ на 3,3%, выявляемость новых случаев снизился на 9,5%, а число лиц, начинающих ВААРТ, на 9,8%.

По данным следующего квартала (июль-сентябрь) отмечался быстрый рост показателя тестирования населения на 10,6%, выявляемости случаев ВИЧ-инфекции на 9,0% и увеличение числа пациентов, начинающих ВААРТ, на 9,8%.

Общее число лиц, получающих антиретровирусную терапию, не снизилось в течение года, и фактически неуклонно увеличилось с 419 028 до 476 010. На протяжении всего периода наблюдения более 60% лиц прошли тестирование на вирусную нагрузку, по данным которой уровень адекватного вирусологического контроля выросло с 87,5% до 90,1%.


У пациента из Сан-Паула вирусная нагрузка стала снова определяемой

Др Рикардо Диаз на КРОИ 2021.
Др Рикардо Диаз на КРОИ 2021.

У бразильского мужчины, у которого прошлым летом не определялось никаких признаков остаточной ВИЧ-инфекции через 15 месяцев прерывания антиретровирусной терапии, несколько месяцев спустя была выявлена возвратная виремия.

В попытке уменьшить объем резервуара латентного ВИЧ, пациент принимал усиленный режим ВААРТ (пять антиретровирусный препаратов и никотинамид) с последующим контролируемым прерыванием терапии. На Конференции СПИД 2020 сообщалось, что у пациента не обнаруживалось ни ВИЧ РНК, ни ВИЧ ДНК, и выявлялся низкий уровень антител к ВИЧ.

Однако, через несколько месяцев после этого отмечалось постепенное ослабление выраженности клеточного иммунного ответа. У пациента появился ряд инфекционных симптомов и снова стала определяться вирусная РНК.

Новый выявленный штамм ВИЧ проявлял генетические отличия от исходного, и причина этого явления пока не ясна. Это явление можно объяснить либо мутацией вируса в организме самого пациента, либо повторным заражением пациента новым штаммом вируса, или реактивацией одного из штаммов вируса при изначально-двойной инфекции.


Хирургическая коррекция пола ассоциируется с устойчивым вирусологическим контролем

Др Кристина Родригез-Харт (справа) на КРОИ 2021.
Др Кристина Родригез-Харт (справа) на КРОИ 2021.

Уровень вирусологического контроля среди трансгендерных жителей Нью-Йорка, пользующиеся услугами страховой компании «Medicaid» улучшался после прохождения хирургической коррекции пола - по данным исследования, представленного на КРОИ 2021. Хирургические вмешательства по коррекции пола ассоциируются с улучшением вирусологического контроля среди групп населения с неоптимальным уровнем вирусологического контроля, среди которых представители темных рас, молодая возрастная группа, трансгендерные люди, живущие в очень бедных районах.

Исследователи сравнили результаты вирусологического контроля среди трансгендерных лиц, получающих помощь в рамках «Medicaid», и прошедших любые формы хирургических вмешательств по коррекции пола, с результатами вирусологического контроля среди мужчин и женщин с неизменным биологическим полом.

Среди 1730 ВИЧ-инфицированных трансгендерных лиц, получающих помощь от «Medicaid», чуть менее 11% получили хирургическое вмешательство по изменению пола в течение наблюдательного периода.

Среди трансгендерных лиц, зарегистрированных в «Medicaid», в период с 2013 по 2017 годы отмечалось 13% улучшение уровня вирусологического контроля, при этом 75% лиц достигли неопределяемой вирусной нагрузки к 2017 году. Однако уровень вирусологического контроля в этой группе в целом оставался ниже по сравнению с трансгендерными лицами, не зарегистрированными в «Medicaid» (83 %), с цисгендерными женщинами (82 %) и цисгендерными мужчинами (86 %).

Исключение составляли трансгендерные лица, прошедшие хирургическую коррекцию пола: к 2017 году 85% достигли неопределяемого уровня вирусной нагрузки. В этой группе 57% были представителями темных рас, 22% были в возрасте 20-29 лет и 44% проживали в экстремально-бедных районах.

Показатель оптимального вирусологического контроля поднялся с 66% за два года до хирургической коррекции пола до 77% за год до операции. Этот уровень поднимался до 86% через год после прохождения хирургической коррекции пола и оставалась на уровне 88% через два года после операции.

По анекдотическим данным предполагается, что хирурги обычно требуют от кандидатов на хирургическую коррекцию пола полного подавления вирусной нагрузки до операции. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень вирусологического контроля сохранялся на высоком уровне даже с течением времени.

Два исследования, представленные на КРОИ 2021, проанализировали влияние гормональной терапии коррекции пола (ГТКП) на доконтактную профилактику ВИЧ (ДКП). В обоих исследованиях молодые транс-мужчины и женщины в возрасте 16-24 лет, уже принимающие ГТКП (половина из них были трансгендерными женщинами принимающими эстроген, другая половина участников были трансгендерными мужчинами, принимающими  тестостерон), и которые затем ежедневно (под контролем непосредственного наблюдения)   принимали ДКП-препарат «тенофовир/эмтрицитабин».

Первое исследование акцентировало свое внимание на концентрации ГТКП и показало, что концентрация гормонов существенно не отличалась от оптимальной.

В ходе второго исследования анализировалось влияние ГТПК на уровень ДКП-препаратов. Несмотря на то, что внутриклеточная концентрация ДКП-препаратов - тенофовир дизопроксил фумарат и эмтрицитабин - была несколько ниже среди трансгендерных женщин по сравнению с трансгендерными мужчинами, она по-прежнему находились в пределах концентрации, наблюдаемой в аналогичных исследованиях среди цисгендерных лиц.


Роль TAФ и ингибиторов вирусной интегразы в повышении веса

Flotsam/Shutterstock.com
Flotsam/Shutterstock.com

Связь тенофовир алафенамид (TAФ) с избыточным весом была выявлена в трех обширных исследованиях среди лиц, меняющих схемы АРТ. Все три исследования показали, что ТАФ являлся фактором, способствующим повышению массы тела, хотя в отношении ингибиторов интегразы результаты оказались противоречивыми.

ТАФ в сочетании с эмтрицитабин входит в состав нескольких наиболее часто назначаемых схем антиретровирусной терапии, и был определен несколькими исследованиями в качестве независимого фактора риска, способствующему повышению веса.

Три исследования, представленные на КРОИ 2021, проанализировали данные пациентов, которые изменяли схему АРВ, а не только лиц, впервые начинающих АРТ (чтобы исключить повышение массы тела в результате «восстановления здоровья» при начале АРТ).

Анализ когортного исследования «RESPOND» охватил 14 703 жителей Европы и Австралии.

Период наблюдения за участниками составил в среднем 2,6 лет, при этом у 54% участников наблюдения отмечалось повышение массы тела по крайней мере на 7% от исходного индекса массы тела (ИМТ). По данным многовариантного анализа четыре антиретровирусных препарата были связаны с увеличением вероятности повышения массы тела: ингибиторы интегразы - долутегравир и ралтегравир, ненуклеозидный ингибитор обратной транскриптазы - этравирин, и ТАФ - нуклеозидный ингибитор обратной транскриптазы.

Вероятность повышения массы тела была еще выше при сочетании долутегравир и ТАФ, хотя и долутегравир, и ТАФ независимо ассоциировались с повышением ИМТ по крайней мере на 30%.

Для того чтобы проследить, как изначальное использование тенофовир, или переход с ТДФ на ТАФ влияло на повышение массы тела, принимающих ингибиторы интегразы, профессор Грейс МакКомзи и коллеги проанализировали данные 2272 человек, наблюдавшихся в главных ВИЧ-специализированных клиниках США и Лондона.

Все участники имели неопределяемую вирусную нагрузку и переходили на новый режим на основе ингибиторов интегразы, включая 64% участников, которые до этого уже принимали схему на основе другого ингибитора интегразы. В то же время 47% участников переходили с ТДФ на ТАФ. В течение последующего года повышение массы тела в среднем составило 1,3 кг, при этом средние показатели повышения массы тела не отличались по ингибиторам интегразы.

Увеличение массы тела по крайней мере на 10% от исходного уровня чаще наблюдалось среди женщин, лиц с исходным низким или нормальным ИМТ, лиц, изначально принимающих схемы терапии без ингибиторов интегразы, и тех, кто переходил с ТДФ на TАФ.

Анализ данный Американского ВИЧ Амбулаторного Исследования показал, что переход на ингибиторы интегразы являлся независимым фактором, способствующим повышению веса, и что наивысшая прибавка массы тела наблюдалась в течение первых восьми месяцев после изменения схемы терапии. Дальнейшее увеличение веса было в значительной степени связано с использованием ТАФ.


Прием АРТ четыре дня в неделю с трехдневным перерывом все еще эффективно после 2 летнего периода наблюдения

Др Роланд Ландмэн на КРОИ 2021.
Др Роланд Ландмэн на КРОИ 2021.

Прием антиретровирусного препарата в течение четырех последовательных дней каждую неделю с 3-дневным перерывом был настолько же эффективным в поддержке адекватного уровня вирусологического контроля, как и ежедневный прием -по данным 96-недельного периода наблюдения, представленного на КРОИ 2021.

В эпоху высокоэффективной антиретровирусной терапии предпринимаются попытки найти пути, позволяющие ВИЧ-инфицированным лицам принимать АРТ реже. Исследование «QUATOR» проанализировало, могли ли люди с неопределяемой вирусной нагрузкой сохранить такой уровень при приеме АРТ 4 дня в неделю. В случае успеха, такой подход позволит людям не только кратковременно отдыхать от терапии, но и снизить стоимость лечения примерно на 40%.

Участники исследования принимали различные схемы антиретровирусной терапии. Менее половины наблюдаемых (48%) принимали схемы на основе ингибитора интегразы, чаще всего элвитегравир или долутегравир; 46% принимали схему на основе ненуклеозидного ингибитора обратной транскриптазы (ННИОТ), чаще всего рилпивирин; 6% принимали схемы терапии на основе ингибиторов протеазы - чаще всего дарунавир.

В течение первых 48 недель 636 участников были рандомизированы на группу продолжающих ежедневный прием препаратов, и группу принимающих терапию в течение первых четырех дней недели (с понедельника по четверг) с последующим трехдневным перерывом. Через 48 недель, обе группы следовали четырехдневному режиму приема терапии в течение дальнейших 48 недель.

Через 96 недель наблюдения, 92,7% лиц, принимающих АРТ четыре дня в неделю, и 96,1% лиц, изначально принимающих терапию ежедневно сохраняли неопределяемый уровень вирусной нагрузки. Показатель несостоятельности вирусологического контроля вырос до 4,2% и 2,0% соответственно. Однако в четырехдневной группе этот показатель зависел от схемы терапии: 5,3% среди лиц, принимающих ННИОТ, и 2,4% среди лиц, принимающих ингибиторы интегразы.

Новые резистентные мутации вируса были выявлены у 7 из 19 участников с возвратной виремией, принимающих АРТ 4 дня в неделю.

Исследователи заключили, что эффективность четырехдневного приема терапии с трехдневным перерывом была достаточно высокой в течение 96 недель с низким уровнем рецидивирующей виремии, особенно среди лиц, принимающих ингибиторы интегразы.